Привет всем, это Александр «Band». Сегодня поговорим о значении нотсов в турнире и о том, как их писать и использовать.

В своей записи «Как избежать статистической ловушки в турнире» я уже говорил о том, что в турнирах статистика на конкретного оппонента накапливается намного медленнее, чем при игре в кэш. Советую в любом случае прочесть эту запись или посетить наши тренировки, чтобы подробно в этом разобраться, а сейчас коротко напомню причины: за один турнир вообще наигрывается мало рук, при этом происходит постоянное пересаживание из-за стола за стол, участники один за другим вылетают и так далее. Там же я говорил и о тех случаях, когда маленькая выборка не показательна и статистические данные нельзя использовать для принятия решений. И вот именно в таких случаях неоценимую помощь могут оказать другие источники информации.

нотсы в покере Кирк МоррисонНапример, можно использовать данные и графики Sharkscope или других сервисов, которые отслеживают и фиксируют, насколько успешно оппонент играет в турнирах. Сколько турниров он отыграл и каких именно, в скольких вошел в призы, в скольких вылетел на ранней стадии и главное – каков его текущий результат в процентах прибыли  со знаком «плюс» или «минус». Попросту говоря, понять хотя бы, является ли он хорошим игроком или плохим.

В некоторых покер румах есть возможность посмотреть, сколько турниров одновременно играет оппонент и соответственно, как он относится к отдельно взятому турниру, в котором мы с ним столкнулись. Чем больше турниров играется одновременно – тем более стандартными становятся решения.

Но наиболее мощным источником информации в тех случаях, когда статистика ничем нам помочь не может, являются нотсы – наши заметки о тех или иных игровых действиях оппонента, которые сохраняет покер софт и к которым можно обратиться впоследствии.

Смысл в том, что как бы человек не играл турниры – хорошо или плохо, однообразно или разнообразно, прямолинейно или очень хитро, все равно, в его игре имеется определенный костяк, схема. Она может быть очевидной или хорошо замаскированной, адекватной или не очень, возможно совсем глупой, но она всегда есть. Это факт.

В любом игровом состязании эта схема называется «манерой игры». Как говорят спортивные комментаторы: «Он сыграл в своей манере». Так вот, когда он, то есть соперник, часто играет в своей манере, а не в какой-то другой – на него можно и нужно сделать нотс для дальнейшего использования против него же. Потому что качественный нотс дает большое количество довольно достоверной информации о возможной руке соперника по его действиям.

Так что нотс – это своего рода «игровой портрет» оппонента. И «вырисовывается» он по игровым действиям в определенных ситуациях. Выявив его элементы и зафиксировав их в нотсах, эту информацию можно использовать для более точного определения его руки. Поэтому грамотно сделанные нотсы так ценны.

как писать нотсы chau giangДопустим мы рейзили с кнопки префлоп с AT, большой блайнд коллировал, а на мелком флопе с флеш дро он донкает. Как трактовать этот донк? Как то, что он поймал как минимум пару, мы уже позади и нам следует сыграть от обороны с 6-ю аутами? Или положить ему скорее дро, которых на доске сейчас множество и переставить? А может быть, он любит защищать блайнд с огромным диапазоном, а с пустотой на флопе донкать, чтобы забрать банк у стилера? А если в той же ситуации он сыграл чек-рейзом? Возникают те же вопросы, даже еще больше. Не замечалась ли за оппонентом любовь к краже контбета у стилера? И так далее.

Если у нас никаких нотсов на оппонента нет, то в подобных ситуациях решение будет принимать намного труднее. Как говорит один известный игрок: «Я о нем ничего не знаю, кроме того, что он – хороший парень. Классный нотс, не правда ли?». 

Так о чем же следует помнить в первую очередь при записи нотсов, чтобы они выполняли свою задачу и были по-настоящему полезны?

Во-первых, нотсы нужно писать и на сильных, и на слабых игроков. В идеале их должно быть много и разных, чтобы быстро отличать слабых игроков от сильных или сильных регов от ребят с «шальными заносами».

Во-вторых, нотсы не должны быть слишком общими и куцыми, типа: «Таг», «Лаг», «Регуляр», «Рыбуляр», «Коллинг-стейшн», «Фиш», «Маньяк», «Идиот», «Мексиканский негодяй» и тому подобное. По большому счету, такие определения вообще в нотсах не нуждаются, для них достаточно пометить оппонента определенным цветом или картинкой в покерном клиенте.

С другой стороны, в погоне за наиболее подробными описаниями, нельзя превращать нотсы в целую энциклопедию. На самом деле нотсы пишутся по результатам одной или всего нескольких раздач, а значит – малого количества ситуаций, которых по ходу игры будет еще великое множество.

нотс гайды patrik antoniusПоэтому, в-третьих, в нотсах надо стараться выделять только самые типичные розыгрыши и ситуации. Например, что означает активизация пассивного оппонента на терне или ривере? Реальную силу руки или скорее блеф? Какой бет-сайзинг он выбирает, имея монстра или блефуя? Если ранее вы видели несколько вскрытий с его участием в таких типичных условиях и грамотно составили нотс, то можете смело призвать свои прошлые заметки на подмогу.

В-четвертых, нотс имеет смысл, когда в нем описаны именно нестандартные решения оппонента. Любое такое решение можно и нужно помечать вне зависимости от того, с каким результатом закончилась конкретная раздача. Причем нотс должен коротко и ясно отражать все ключевые моменты действий с конкретной рукой в конкретной позиции и при конкретном развитии доски. Тем самым, эта информация может помочь не только в очень схожей раздаче, но и в абсолютно иной. 

В-пятых, нотсы пишутся не навсегда. Со временем игроки проходят определенную эволюцию, во многом меняют свою игру. Да и вообще под одним ником в покерруме в разное время могут играть различные люди – такова цена виртуальности. Так что даже неоднократно проверенные на практике нотсы на того или иного оппонента должны периодически уточняться. А те, что составлены впервые, тем более. Может быть, то, как он сыграл, попав в ваши нотсы, совсем для него не свойственно. А просто он был не в обычном для себя состоянии духа, например.

Есть, конечно, и другие принципы составления «правильных» нотсов, но эти пять наиболее важны. Даже четкое следование только им одним позволит вам в конечном итоге извлечь из нотсов огромную пользу в турнирной игре. Но далеко не всю возможную пользу. Как и любая деталь профессиональной игры в турнирах, нотсы – это дело, в котором не может быть мелочей и нет простых рецептов.

Как, например, отличить типичную игровую ситуацию от нетипичной? Розыгрыш, достойный нотса от недостойного? Как правильно использовать тот или иной нотс? И еще масса вопросов, ответы на которые приходят с опытом и знаниями. Но наиболее быстрый и верный путь к тому, чтобы правильно писать и использовать нотсы – учиться этому на занятиях с тренером.